Keep calm and construct additional pylons.
Прочитанное еще раньше

Прочитанное ранее

8. Чайна Мьевиль - Шрам ***
Мне нравится, что Мьевиль делает со своей фантазией, и не очень нравится, что он делает со всем остальным, касательно литературного произведения. Мне даже кажется, что сюжет и персонажи в его книгах (по крайней мере про Бас-Лаг) - это лишь неизбежная необходимость, потому что без них получится только справочник, а фантастический справочник мало кто захочет читать.
Мир Бас-Лага огромен и наполнен тысячами деталей, благодаря которым он, несмотря на всю свою странность и порой ирреальность, выглядит и ощущается одним целым. Странные существа, странные места, странные события. Автор смакует рассказы о мире до самых мельчайших косточек, с упоением рассказывает о своих выдумках до самых неприглядных подробностей, а на все остальное словно закрывает глаза.
В сравнении с "Вокзалом потерянных снов" язык в книге не такой уж громоздкий и тягучий, и увязнуть в нём сложнее, но конец такой же пустой и всё так же оставляет недоумевать: "И к чему было это море текста? Почему этот долгий путь не привел ни к чему: ни к хорошему, ни к плохому?" Со всем нарастающим напряжением, со всеми разговорами о вероятностях и контроле над ними я ждала совершенно чего угодно, самых странных и безумных развязок, но получила, пожалуй, самую скучную из них.
Из всех героев хоть какие-то эмоции у меня вызвал разве что переделанный, не как очень интересный персонаж, но как тот, чьи чувства и переживания можно понять и разделить. Главная героиня являла собой воплощение раздражения и странного чувства оскорбленности или обиженности буквально на весь мир, но мне не хватало подробностей поверить, что у неё были причины на это. Другие персонажи были или слишком бледно прописаны, или на них напустили столько таинственности и загадки, что даже намеки на характеры за ними не прослеживались. И, что самое печальное, в их таинственности не было совершенно ничего манящего, у меня ни разу не возникло желания хоть немного узнать об их прошлом или их истинных мотивах. Да и сам автор не стал в итоге уделять время ни тому, ни другому. Мьевиль может подробно описать, как раскладывается жало у женщины-комара, но не может углубиться в характеры персонажей.
Когда в голове всё немного улеглось после прочтения, мне думается, что в "Шрам"е взгляд на происходящую историю описан очень со стороны, описано только то, что можно было бы увидеть глазами. И если возможно разглядеть в толще воды цепи длиной в четыре мили каждая, то мысли в чужой черепной коробке - никак не получится. Наверное, в этом есть свой шарм, но я все же была бы гораздо больше рада, если бы я наблюдала не только за яркой и необычной картинкой, но и за хоть сколько-нибудь интригующей историей, и за персонажами, до которых мне не все равно.

@темы: Прочитанное